Фандрайзинг похож на свидание. Некоторые темы находятся под строжайшим запретом. Например, не стоит никому рассказывать о том, почему тебя бросила бывшая.
Инвесторы, к тому же, обладают достаточно широким кругозором: им нужно знать чуть-чуть обо всем. Ежедневно они видят массу потенциальных возможностей для инвестирования. Совершенно недопустимым для них является тратить свои силы, время на изучение спроса и рынка, чтобы определить жизнеспособность той или иной идеи.
Инвесторы полагаются на вас: они смотрят, как вы подаете идею и сравнивают это с собственным опытом, чтобы в конечном итоге получить представление о том, насколько велик потенциал стартапа. Любая необдуманная фраза, которые вы можете бросить во время презентации проекта, может вызвать у инвесторов как положительные эмоции, так негативные, с воспоминаниями о потраченных безуспешно 10 миллионах долларов. Особенность в том, что иногда, вовремя промолчав, вы совершаете важный шаг в отношениях потенциальным инвестором.
Вот лишь некоторые из тех фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить на презентации стартапа, чтобы не спровоцировать негативные эмоции потенциального инвестора:
Не самый очевидный пункт, учитывая, что потребители все еще собирают купоны, скупают бесполезные услуги и вещи. Инвесторы уже многое знают Групоне и подобных сайтах, достаточно сложно будет объяснить аудитории, что именно ваша идея «скидок» лучше прежних. Лучше не пытаться.
Фраза «ментор и инвестор» звучит гораздо лучше, недели просто «ментор». Вам, безусловно, могут быть полезны и менторы, и эдвайзеры, но инвестора это мало интересует. В России актуальна и нормальна ситуация, где стартап с десятью менторами находится в поиске 25 тысяч долларов.
Заявить, что вы не собираетесь заниматься привлечением клиентов, это как сказать, что вы планируете проехать 2 тысячи километров на одном баке бензина. Рано или поздно вам нужно будет работать над привлечением клиентов, даже если сейчас вы заниматься этим не планируете. Как минимум, у вас должен быть план, из которого следует, что этот стартап может привлечь миллионы клиентов с минимальными вложениями.
Выберите лучше два любых сочетания: local+mobile или mobile+social. Инвесторы постоянно слышат о «SoLoMo», поэтому подумайте об альтернативах.
Начнем с того, что вы не Стив Джобс, чтобы быть настолько уверенным в себе и в своем товаре. Инвесторы знают об этом.
Все стартаперы уверены, что его продукты имеют виральный заряд. Ситуация похожая и среди водителей – каждый из них предполагает, что водит лучше других. На самом деле, пока ваш продукт не собирает до миллиона пользователей за пару часов, то уверенно называть его виральным – преувеличение.
Объяснить достаточно сложно. Но, на примере, возможно, интересно быть твиттером для котов или же Dropbox для старшего поколения, но представляться как «Pinterest для Х» - большая ошибка. У Пинтерест множество клонов, все они, как один похожи на оригинал, а верстку pinterest использует 50% стартапов.
Позволить себе говорить об этом может только несколько человек в мире: Брин, Пэйдж, Цекерберг, Дорси. Эти личности уже доказали, что могут привлечь аудитории и найти каналы получения прибыли. Вы, в свою очередь, чтобы стать также успешным, должны подготовить убедительную бизнес-модель.
Слова о больших цифрах дают инвестору возможность понять, что вы не имеете опыта в ведении бизнеса. Стартаперы, которые не умеют анализировать свой рынок и искать целевой сегмент вряд ли заинтересуют инвесторов.