Фандрайзинг похож на свидание. Некоторые темы находятся под строжайшим запретом. Например, не стоит никому рассказывать о том, почему тебя бросила бывшая.

Инвесторы, к тому же, обладают достаточно широким кругозором: им нужно знать чуть-чуть обо всем. Ежедневно они видят массу потенциальных возможностей для инвестирования. Совершенно недопустимым для них является тратить свои силы, время на изучение спроса и рынка, чтобы определить жизнеспособность той или иной идеи.

Инвесторы полагаются на вас: они смотрят, как вы подаете идею и сравнивают это с собственным опытом, чтобы в конечном итоге получить представление о том, насколько велик потенциал стартапа. Любая необдуманная фраза, которые вы можете бросить во время презентации проекта, может вызвать у инвесторов как положительные эмоции, так негативные, с воспоминаниями о потраченных безуспешно 10 миллионах долларов. Особенность в том, что иногда, вовремя промолчав, вы совершаете важный шаг в отношениях потенциальным инвестором.

Вот лишь некоторые из тех фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить на презентации стартапа, чтобы не спровоцировать негативные эмоции потенциального инвестора:

1. «Купоны»

Не самый очевидный пункт, учитывая, что потребители все еще собирают купоны, скупают бесполезные услуги и вещи. Инвесторы уже многое знают Групоне и подобных сайтах, достаточно сложно будет объяснить аудитории, что именно ваша идея «скидок» лучше прежних. Лучше не пытаться.

2. «В эдвайзерах, менторах у меня такие известные имена, как…»

Фраза «ментор и инвестор» звучит гораздо лучше, недели просто «ментор». Вам, безусловно, могут быть полезны и менторы, и эдвайзеры, но инвестора это мало интересует. В России актуальна и нормальна ситуация, где стартап с десятью менторами находится в поиске 25 тысяч долларов.

3. «Мой продукт продаст себя сам, беспокоиться по поводу привлечения клиентов смысла нет»

Заявить, что вы не собираетесь заниматься привлечением клиентов, это как сказать, что вы планируете проехать 2 тысячи километров на одном баке бензина. Рано или поздно вам нужно будет работать над привлечением клиентов, даже если сейчас вы заниматься этим не планируете. Как минимум, у вас должен быть план, из которого следует, что этот стартап может привлечь миллионы клиентов с минимальными вложениями.

4. «SoLoMo»

Выберите лучше два любых сочетания: local+mobile или mobile+social. Инвесторы постоянно слышат о «SoLoMo», поэтому подумайте об альтернативах.

5. «Мы не занимались исследованием рынка, потому что потребители не могут предсказывать будущее. Мы просто даем продукт, все будет в порядке»

Начнем с того, что вы не Стив Джобс, чтобы быть настолько уверенным в себе и в своем товаре. Инвесторы знают об этом.

6. «Мой продукт виральный изначально»

Все стартаперы уверены, что его продукты имеют виральный заряд. Ситуация похожая и среди водителей – каждый из них предполагает, что водит лучше других. На самом деле, пока ваш продукт не собирает до миллиона пользователей за пару часов, то уверенно называть его виральным – преувеличение.

7. «Мы – это Pinterest для Х»

Объяснить достаточно сложно. Но, на примере, возможно, интересно быть твиттером для котов или же Dropbox для старшего поколения, но представляться как «Pinterest для Х» - большая ошибка. У Пинтерест множество клонов, все они, как один похожи на оригинал, а верстку pinterest использует 50% стартапов.


8. «Главное – это выстроить правильный user experience, монетизация меня не волнует»

Позволить себе говорить об этом может только несколько человек в мире: Брин, Пэйдж, Цекерберг, Дорси. Эти личности уже доказали, что могут привлечь аудитории и найти каналы получения прибыли. Вы, в свою очередь, чтобы стать также успешным, должны подготовить убедительную бизнес-модель.

9. «Объем рынка ХХХ миллиардов долларов, поэтому захват даже 1% аудитории будет эффективен»

Слова о больших цифрах дают инвестору возможность понять, что вы не имеете опыта в ведении бизнеса. Стартаперы, которые не умеют анализировать свой рынок и искать целевой сегмент вряд ли заинтересуют инвесторов.