Скрытая угроза

Российский рынок франшиз зародился в 1995 году. На первых парах, за один год с трудом открывалось до десяти франшиз, но после 2000 года количество стало резко расти. В итоге к 2015 году в России предлагается порядка 1400 франшиз и прогнозируемый рост к прошлому году составляет 10%.

Примерно 43% франчайзеров заняты в сфере розничной торговли, 35% — в сфере услуг, 15% — в общественном питании и еще 7% приходится на франшизы в сфере производства и СМИ. Аналитики уверены, что тренд развития франшиз в сфере услуг будет укрепляться.

На этом рынке есть из чего выбрать и бюджеты вхождения позволяют заняться бизнесом разным категориям граждан. Правда, если начать глубокое погружение в мир франшиз, то можно увидеть, что рынок приходит к схеме, когда количество теряет качество.

Проблема заключается в отсутствии в законодательстве РФ понятия франчайзинга. Эта деятельность регулируется заключением лицензионного договора или договора коммерческой концессии. Оба варианта несовершенны и по-разному трактуют обязательства продавца и покупателя.

Главный минус в том, что создатель франшизы не обязан раскрывать покупателю финансовую информацию. Поэтому никто не застрахован от того, что покупает некачественную франшизу и никто не подтвердит правдивость финансовых показателей. Как должно быть? Например, в США с 1979 года действует FDD (Franchise Disclosure Document). Это документ обязует все фирмы, которые продают франшизу, открывать для потенциальных клиентов большой объем информации, в том числе финансовые показатели и правдивость этих показателей.

Несовершенство законодательства приводит к тому, что рынок наводнён продуктом, который еще не превратился в полноценный бизнес, но уже продает свою схему деятельности. И по факту нельзя проверить и подтвердить, что этот бизнес состоялся. Клиент должен быть уверен, что процесс закупки, внутренние бизнес-процессы, система продаж четко отрегулированы и не застопорятся на новом месте развития. Но в реальности происходят другие вещи.

франшиза


ТОП-3 странностей рынка франшизы в России

Там, где нет четкого законодательного регулирования, есть масса возможностей для недобросовестной работы. Безусловно на рынке есть качественные и проверенные опытом франшизы, но и стоят они соответствующе. Например, за франшизу продовольственных магазинов «Перекресток» нужно будет заплатить несколько десятков миллионов. К сожалению, когда цена франшизы выглядит привлекательно, вас могут ждать неприятные сюрпризы.

  • Вам не дают контакты других франчайзи.
    Это сразу должно вызвать подозрения. Если компания говорит о хороших финансовых показателях, то почему они не дают пообщаться с другими франчайзи? Сами компании объясняют это тем, что только владелец франшизы сможет грамотно все рассказать, а так есть риск получить недостоверную информацию.
    Согласитесь, что это странно. Вас лишают права обсудить вопросы, которые могут на многое повлиять. В конце концов, возможно рынок сбыта, на котором вы хотите развиваться, используется другими франчайзи. Под этим соусом может быть скрыт и момент, что подобная франшиза уже есть в вашем городе или поблизости.
  • Плохая логистика
    Россия – огромная страна. Вопрос логистики всегда стоит остро, учитывая, что одна из вечных бед страны – это дороги. Поэтому удивительно, что на рынке есть франшизы без четкой логистики. Например, открывается производство в Казани, а сырье везут с Урала. Сырье можно купить поблизости, но ваш франчайзинг вам это запрещает, так как вы можете работать с определенными поставщиками. В результате у вас получаются лишние затраты.
    Если вы покупаете франшизу, постарайтесь досконально разобраться со всеми аспектами производства и продаж. Убедитесь, что продукция или товары будут поступать к вам вовремя и беспрепятственно.
  • Бизнес без бизнеса
    Встречаются на рынке и деятели, которые никак не могут себя назвать франшизой, но это их не смущает, и они продолжают странную деятельность. То есть они просто придумывают бизнес, дают ему название, запаковывают его и выставляют на продажу. Это как, если бы Рэй Крок продавал франшизу McDonalds без существования этого ресторана в реальности.
франшизы 1

    Франшиза vs. свое дело

    Статистика показывает, что как только в России начинается экономический кризис, то у россиян сразу же падает интерес к открытию своего дела. И это не удивительно. Но эксперты уверены, что уже в этом году количество желающих начать бизнес будет расти. Президент организации «Деловая Россия» Алексей Репик считает, что сейчас важно показать, что бизнес – это не просто «купи-продай», а творчество и производство. Государство должно активнее работать в секторе малого и среднего бизнеса. Активно информировать население о государственной поддержке, выделять актуальные бизнес-модели.

    Рынок франшиз активно растет, потому что обещает клиентам отсутствие рисков, отлаженный процесс, который сразу будет приносить клиентов и прибыль. Но зачастую это далеко от реальности: перед франчайзи встает масса проблем и непредвиденных обстоятельств. Нужно понимать, что основной момент в бизнесе – это финансовые показатели. Вы должны иметь на руках независимые маркетинговые исследования, чтобы составить грамотный бизнес-план и учесть все риски.

    Сейчас нет серьезных препятствий, чтобы получить информацию о состоянии рынка и проанализировать вашу бизнес-идею. Актуальность франшизы медленно и верно будет падать из-за огромного количества предложений, которые не соответствуют заявленным данным. Предпринимательство – это всегда риск, но все риски можно предусмотреть. И лучше рискнуть, чем слепо довериться некомпетентным партнёрам.


    франшиза