• Как Бу Андерсон спас АвтоВАЗ

    Новый президент АвтоВАЗа Бу Андерсон выгнал с предприятия «белых воротничков», устранил половину руководящих должностей. Глава компании подбирает в цехах мусор и ранним утром на конвейере проводит планерки. Многие его ненавидят, но, тем не менее, за короткий период харизматичный швед изменил негативный тренд на производстве, которое два последних года теряло прибыль.

    Весной 2014 года рабочие АвтоВАЗа придумали для себя новое развлечение: бросали окурок на пол и ждали, пока не появится Бу Андерсон (или Борис Иванович, как его называют на заводе). Нынешний генеральный директор АвтоВАЗа возглавил компанию в январе 2014 года. Первое время к новому начальнику относились с юмором. Когда Борис Иванович наклонялся, чтобы подобрать окурки с пода, сотрудники его фотографировали на телефон и выкладывали снимки в социальные сети. Все знали, что Бу Андерсон не терпит беспорядка. В прошлом глава компании был майором шведской армии.

    В первый рабочий день на АвтоВАЗе президент компании прошел по уборным на заводе. Он заявил о том, что никогда прежде не видел настолько грязного завода, как в Тольятти. Глава распорядился о срочном ремонте помещения и замене труб. Миссия майора шведской армии не исчерпывалась уборкой. Основной его задачей было вывести АвтоВАЗ из кризиса.

    Подход военного

    Бу Инге Адерссон родился в Швеции в 1955 году. Имеет степень бакалавра по специальности «деловое администрирование», окончил также военную академию. После 10-летней службы в армии, работал в Saab, в 1990 году стал вице-президентом компании по закупкам. Позже перешел в General Motors и стал директором по закупкам. С июля 2009 года возглавлял ГАЗ, с 2014 – АвтоВАЗ.

    С 2010 года выручка, прибыль на АвтоВАЗе выросли, но произошло это за счет программы по утилизации списанных машин, которая была запущена правительством. Спустя 2 года программу свернули, и показатели завода стали ухудшаться. В 2013 году убытки составили 6,9 млрд. рублей, выручка упала на 5%. В целом за 2013 год весь российский рынок, согласно данным «Автостата» вырос на 1,7% в денежном эквиваленте. И, пожалуй, самое главное: не смотря на то, что завод поддерживает Renault-Nissan, создать за все это время автомобиль, способный потеснить на отечественном рынке китайские и корейские машины, так и не получилось.

    Работа на ГАЗе

    В прошлом Андерсон был топ-менеджером GM, и тогда ему удалось спасти другое российское производство – нижегородский ГАЗ, который оказался в период кризиса 2008 г. на грани банкротства. В период с 2009 по 2013 год Бу Андерсон возглавлял компанию. Тогда одним из первых решений было закрытие проекта по выпуску седана «Волга-Сайбер» на базе американской модели Chrysler Sebring. Олегом Дерипаской под проект было закуплено производственное оборудование. Тем не менее, проект был безуспешен. Андерссону, в свою очередь, удалось договориться о сборке на площадях ГАЗ легковых автомобилей Chevrolet, Skoda, Volkswagen, также фургонов Mercedes Sprinter. Все силы глава компании бросил на то, чтобы обновить модельный ряд в секторе коммерческих авто. Машины нижегородского завода занимают более 50% российского рынка, поэтому они должны быть современными и качественными. Глава заменил производителей комплектующих для «Газелей», поспособствовал запуску семи новых проектов автомобилей, среди которых наиболее успешными стали «Газель-Next» и «Газель-Бизнес».

    В работе Андерссон жесткий, но справедливый. За время реформирования ГАЗа он уволил 50 тысяч сотрудников (примерно 70% специалистов и управленцев), также 1/3 рабочих. Несколько раз на Андерссона покушались, после чего ему пришлось поселиться на охраняемой территории гостиницы и обзавестись телохранителем. Бесстрашный швед смог сделать ГАЗ прибыльным заводом. За 2013 год ГАЗ получил 4 млрд. рублей прибыли. Выручка возросла в 2 раза (с 67 млрд. рублей в 2009 году до 143,4 млрд. рублей в 2013 году).

    В конце 2013 года Бу Андерссону было предложено возглавить концерн АвтоВАЗ. Более чем 50% акций АвтоВАЗа имеет международный альянс, 244,5% - «Ростех».

    Акционеры ожидают, когда Андерссону удастся вытащить предприятие из убытков и наладить производство на тольяттинском заводе.

    «Бу Андерссон – замечательный организатор с системным мышлением, приятный в общении и обаятельный» - говорит один из менеджеров ГАЗа.

    Реформы АвтоВАЗ

    На АвтоВАЗе реформы начались с сокращений. Это было необходимо в связи с падением автомобильного рынка и неэффективной организации труда. Тех служащих, кому до пенсии осталось мало, уволили по сокращению с выплатой окладов. Расформировали административно-хозяйственные отделы. С завода были уволены иностранные сотрудники. Была упрощена структура управления.

    Топ-менеджерам было рекомендовано отказаться от не оправдывающих себя трат (дорогих гостиниц, бизнес-классовых в самолетах, заграничных командировок и пр.). Топ-менеджеры АвтоВАЗ ездят на служебных Lada Largus VIP. К ноябрю 2014 года на АвтоВАЗе осталось всего 52 тысячи сотрудников, из них только 10 тысяч – «белые воротнички».

    Новый директор ввел на заводе Центр удовлетворенности потребителей. Сотрудники ежедневно общаются с потребителями и дилерами, собирают претензии по качеству. Претензии устраняются шаг за шагом. По словам главы компании, все жалобы на дефекты и недоработки просматриваются, погрешности устраняются.

    В 2014 году АвтоВАЗ выпустил 150 тысяч автомобилей для Renault Nisssan. Заказы поспособствовали модернизации производства – под сборку закуплено новейшее оборудование.

    Сказки Андерссона

    На сегодня основная цель, стоящая перед заводом: выпуск конкурентоспособных «Лад». В 2014 году поступил в продажу лифтбэк «Лада Гранта». В скором времени в производство будут запущены модели Lada Vesta, Lada X-Ray Cross.

    Завод опоздал с обновлениями примерно на 5 лет, считает Бу Андерссон. Сейчас менеджеры и инженеры работают без выходных. Андеррссон ввел новые формы командной работы, выставил жесткие сроки выпуска моделей. Сегодня основная цель, стоящая перед сотрудниками АвтоВАЗа – запуск Lada Vesta к 25 сентября 2015 года.

    В третьем квартале уходящего года прибыль АвтоВАЗ составила 320 млн руб. Не смотря на то ,что завод о сих пор является убыточным ,выручка выросла на 3,5%, управленческие расходы были снижены на 8%. Выросла производительность труда (если в 2013 году выпускалось 220 автомобилей на сотрудника, то сейчас 440).

    Наиболее важным годом для себя Бу Андерссон считает 2016. Он планирует, что к этому времени АвтоВАЗу удастся получить все выгоды от союза с Renault Nissan. Завод выпустит новые модели на платформах Renault, но со своим дизайном. Производство «Лад» будет размещено в новых цехах. Основная цель: 20% отечественного рынка, увеличение экспорта в 2 раза. 

  •     Бу Андерссон – замечательный организатор с системным мышлением, приятный в общении и обаятельный
         Андеррссон ввел новые формы командной работы, выставил жесткие сроки выпуска моделей.
комментарии
CAPTCHA
Заказать обратный звонок
Записаться на курс
Сначала выберите
бизнес комплект
выбрать
Задать вопрос менеджеру