-
Российские франшизы будут готовиться к кризису
Отечественные франчайзеры готовы жертвовать прибылью, тратить ресурсы на поддержку бизнеса для сохранения доли на рынке в период кризиса. Без дополнительных расходов покупатели франшиз потеряют финансовую устойчивость, многие прекратят свое существование. Тем не менее, позволить франчайзи поддерживать в кризисной ситуации может позволить себе не каждая компания, а значит, есть вероятность, что рынок России может лишиться некоторых мировых брендов.
Спад экономики России, рост валютного курса, снижение покупательной способности россиян, и, как следствие, снижение спроса, заставляют отечественный франчайзинг менять стратегию ведения бизнеса. Крупные участники рынка готовы брать на себя некоторые расходы франчайзи, жертвовать своей прибылью, чтобы сохранить долю на рынке в России.
Один из способов помочь франчайзи (компаниям, которые взяли франшизу) – снижение паушального взноса (единовременного платежа нового владельца точки франчайзеру за вход на рынок под его брендом) и роялти, расчет между франчайзи и франчайзером в рублях.
По данному пути уже пошли компании, представляющие точки общественного питания. Так, например, владелец фрашизы Tutti Frutti Frozen Yogurt перевела расчеты в рубли, зафиксировала размер вознаграждения за вступление в сеть. Компания «Донатс Проджект», развивающая в России кофейни Dunkin Donuts, снижает паушальный взнос в шесть раз.
Холдинг «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», представляющий бренды Елки Палки, Сбарро и др., снизил размер платежей роялти до 5%, также компанией был расширен спектр услуг для тех, кто желает открыть свой бизнес в период кризиса. В частности холдинг заботится о разработке и проектировании помещений, заключении договоров с поставщиками.
Изменились условия сотрудничества для компаний, занимающихся продажей обуви и одежды.
Ритейлер одежды SELA для партнеров цены не индексировал, снизил требования к необходимому оборудованию. Как уточняется, компания готова рассматривать открытия магазинов на существующем оборудовании.
Как говорят эксперты, то, что франчайзеры берут на себя переговоры с арендодателями, снижают ставки, повышает «выживаемость» франчайзи. Однако далеко не все компании могут позволить себе поддержку франчайзи. Не более половины франчайзеров сегодня ведут активную деятельность.
Многие компании не готовы не только снижать паушальные взносы и роялти, но и не стремятся входить в акционерный капитал франчайзи. В некоторых случаях компании готовы прекращать сотрудничество с франчайзи, если они уверены, что стратегия их развития не успешна. Тем не менее, на устойчивости компаний снижение роялти и паушальных взносов не скажется, если владельцы франшиз контролируют процессы работы франчайзи. Отчисления компании, взносы – не самая крупная статья расходов для партнера, если владелец сопровождает франчайзи, предоставляет сервис покупателям.
Сегодня на территории страны работает более 1 тысячи франчайзеров, более 22 тысяч франчайзи. Количество компаний год от года растет неравномерно. За 2011-2012 годы количество франчайзи выросло на 2тысячи заведений за год, в 2010 году – на 14 тысяч, в 2014 – на 3,5 тысячи.
Сейчас говорить о перспективах на 2015 год достаточно сложно. Франчайзинговый бизнес в условиях кризиса устойчив из-за проработанных бизнес процессов, возможности консультироваться с руководством. Сложность же заключается в том, что для ведения бизнеса на рынке в России необходимы инвестиции. Даже в случае, если бизнес-модель себя уже зарекомендовала на рынке, в период кризиса найти финансирование непросто.